Обязательная маркировка парфюмерной продукции согласно распоряжению Правительства № 792-р, начнется 1 декабря 2019 года.
Размер платы будет около 50 коп. за единицу продукции без НДС.
Помимо оплаты за генерацию кода производители должны будут передавать оператору данные о маркируемом товаре и его производителе. Состав этих данных, перечень подтверждающих документов и порядок их передачи пока не конкретизированы. Так же неясно, каким образом компания-оператор гарантирует производителям сохранение коммерческой тайны по переданным данным.
Одновременно создается каталог маркируемых товаров, и производитель должен будет зарегистрировать каждое наименование своего товара, прежде чем выпустить в оборот. При реализации товаров каждый участник оборота обязан передавать оператору сведения обо всех приобретенных или реализованных единицах товара. Соответственно, иметь оборудование, считывающее код и имеющее подключение к системе маркировки. И соответственно, платить за его обслуживание.
На сегодняшний день у ЦРПТ еще нет полностью готовой рабочей схемы маркировки для парфюмерной отрасли. Однако работа над пилотным проектом уже идет полным ходом.
Так, с декабря 2018 по январь 2019 года специалисты Центра обследовали производственные площадки семи российских парфюмерных заводов и фабрик, чтобы определить наиболее удобные способы нанесения маркировки для всей отрасти, а также создать оптимальную модель для каждого предприятия. Сейчас ЦРПТ тестирует эти алгоритмы в своей лаборатории, после чего оператор начнет установку оборудования на площадках производителей.
Обязательные атрибуты для парфюмерии пока не утверждены. Число обязательных и справочных полей, способ их использования определит рабочая группа, сформированная из участников отрасли в рамках эксперимента.
ООО «Оператор ЦРПТ» при создании кода будет применять технологии его защиты от модификации, перехвата и несанкционированного применения. Защиту кода обеспечит дополнительное техническое средство – регистратор эмиссии, которое поставляется бесплатно.
Сгенерированный код наносится на пачки на конвейере (или вручную с помощью аппликатора этикеток), затем считывается двумерным сканером. Если считывание произошло успешно, это является подтверждением, что товар проведен и готов к вступлению в гражданский оборот. Если считывания не произошло, код «умирает».
Далее промаркированная продукция проходит сериализацию и агрегацию. Данные о сериализации будут отображаться в отгрузочных документах как один из атрибутов отгруженного товара. Это может быть цифровая последовательность или код – выбор варианта зависит от требований системы товародвижения. Удобно использовать код агрегации, чтобы не отображать все средства идентификации, указанные в ТТН.
Маркировка одеколонов, пробников и парфюмерных наборов.
В ходе подготовки к началу эксперимента у игроков парфюмерного рынка возник вопрос – нужно ли маркировать одеколоны, пробники и парфюмерные наборы.Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), категория «Духи и туалетная вода» содержит три подкатегории: духи, туалетную воду и одеколоны. Следовательно, одеколоны попадают под новые правила маркировки.
Вопрос о том, будут ли средства идентификации наносить на пробники, пока остается открытым. Отрасль уже обратилась с письмом в Минпромторг с просьбой исключить пробники из системы маркировки (на том основании, что они не продаются). Однако если производители решат продавать пробники, значит, они обязуются маркировать их.
В соответствии с соглашением по маркировке товаров в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), наносить средства идентификации на образцы духов не нужно, если они растаможиваются как образцы. Однако если образец парфюмерной продукции ввозят в Россию как товар, а затем переводят в тестер, тогда он подлежит маркировке.
Вопрос, как маркировать парфюмерные наборы, в которые кроме парфюмерной или туалетной воды входят иные категории, например, гели для душа или молочко для тела, – еще не решен, его разберет рабочая группа. Однозначно лишь то, что духи или туалетная вода, входящие в набор, должны быть промаркированы.